Реклама. Возьмём сцену, где танцуют несколько танцоров, но мы не будем показывать каждого в отдельности. Мы их перемешаем. Вот вам и модный ролик. И реклама студии танцев.

Или ещё вариант, смонтируем две очень разные сцены: новорождённый ребёнок - он тянет свои ручки к маме, но что мы видим? Старая морщинистая рука тянется к чему-то? Это же пожилой человек. Ребёнок берет игрушку, мы видим его первые шаги. Старик, трясущимися руками кидает сахар в чай, с палочкой идёт в аптеку. Вот вам и сопоставление рождения и смерти, детства и старости, чем не сюжет для социальной рекламы? Осталось слоган придумать, например: «Жизнь - это миг, не забывай о главном!» и потом мы видим как ребёнок сидит со стареньким 90-летним дедушкой, он его правнук!

Параллельный монтаж мы видим в детективах - жертва задыхается, к ней на помощь спешит полицейский, но как тяжело её найти на старом заброшенном заводе. Вот жертва уже на пределе, маньяк бродит по темным подвалам, а полицейский продирается через... ну вы поняли.

Режиссёры все время ищут как показать, как изменить обычный приём. Многие экспериментируют именно с параллельным монтажом. Сам же Гриффит в картине «Нетерпимость» объединяет 4 исторические эпохи. Так появляется перекрестный монтаж. В современном кино параллельно соединяют сегодняшний день и действие столетней давности, переплетая судьбы, времена, пространства.

Этот вид монтажа изменил некоторые фильмы. Такое бывает часто, когда картине на постпродакшне чего-то не хватает. Режиссёр с монтажером берут 2 сцены, которые должны были быть одна за другой и просто их перемешивают. Это бывает отличным выходом. Так же этот приём сокращает хронометраж, что тоже часто нужно режиссеру.
Параллельный монтаж возможен в рамках фильма, эпизода и сцены.
Такой вид монтажа может быть длинным, когда развиваются две (несколько) истории. И коротким - когда мы монтируем некое действие по его фазам и видим каждое движение очень подробно.

Так что нам может дать такой вид монтажа?
Могу смело сказать - всё, что вы хотите) В кино всегда так, нет границ, любая ваша идея может быть воплощена посредством параллельного (перекрестного) монтажа.

Если быть конкретнее:
- первое - мы связываем две (3,5,10) сцены, обозначаем, что в них заложена общая концепция. Вспомните фильм «Магнолия». Весь этот фильм - параллельные истории. Мы можем построить как и целый фильм на этом принципе, так и его часть.
- мы можем сопоставить героев, у них общие проблемы.
- Противопоставить. Бедный, богатый. Семейный, одинокий. - Мы можем обьединить не только героев, но и события. И временные промежутки.
- Можем провести анализ двух объектов съёмки. Например было - стало.
- Мы можем связать причину и результат. Это тоже анализ, то есть показать причину (прошлое) и результат (то к чему привели события).

Как его применять? Смотря чего мы хотим добиться. Я расскажу о том, как отделить одну сцену от другой. Зрителю нужно дать понять, что началось другое действие и другой пространственный или временной промежуток. Мы может показать дату, время, место титром. В сериалах любят разрывать сцену лучше в самом драматическом месте. Стык между кадрами должен указывать на изменение места действия. Следующий кадр может отличаться по цвету, освещенности, крупности кадра. У зрителя должно возникнуть ощущение пространственного скачка. Особенно нужно выделять «прошлое».

Прекрасным и наглядным примером фильма, построенного на параллельном монтаже является филь Алехандро Гонсалеса Иньярриту - "Сука Любовь".

Последовательный и Параллельный монтаж

Автор статьи - Галина Джабелова
Параллельный монтаж наглядно: оранжевые кадры это сцена 1, фиолетовые - сцена 2
Алехандро Гонсалес Иньярриту - Сука Любовь
Параллельный монтаж
Алехандро Гонсалес Иньярриту - Сука Любовь
Статьи на разные темы вы можете найти в нашем Блоге The Way Production и узнать больше о приемах в кино, разновидности планов и монтажа.
Я начинала свой путь в первую очередь с монтажа. Так что для меня основа всего это понимание его принципов. Режиссер обязан знать как он будет клеить сцену. Какой прием он выберет. Для тех кто давно в теме, это понятные и простые вещи, но я пожалуй начну с основ, которые будут полезны новичкам, а опытным - просто освежить память)

Последовательный монтаж - первый в истории приём, которым продолжают пользоваться до сих пор. Часто и даже очень часто. Это монтаж по ходу действия в сцене, в её хронологическом порядке. Я думаю вы поняли, объяснять не нужно.

Параллельный монтаж - монтаж двух или нескольких одновременно происходящих сцен по очереди. Разновидность - перекрестный монтаж, то есть показ нескольких действий, происходящих в разное время.
Как говорят, первым придумал параллельный монтаж режиссёр-любитель и экспериментатор Джеймс Уильямс. Впервые о нем написал Лёв Кулешов, но до него в своём кино стал его использовать Дэвид Гриффит.
Приём старый, но сегодня очень часто используется в рекламе и даже домашних фильмах или свадьбах. Подумайте, ведь можно совместить кадры как собирается жених, как собирается невеста и на этом построить весь ролик. В конце они встречаются и кульминация - свадьба. Сериалы сейчас полностью построены на параллельном монтаже. Героиня живет с мужем, которого не любит, она встречает нового возлюбленного, они сидят в кафе, никого не замечают, а в это время муж выходит с работы, садится в свой дорогой автомобиль, и бах - он видит их через стекло из своего БМВ.

Примеры параллельного монтажа.