На самом же деле за качественной работой всегда стоит глубокое понимание фундаментальных принципов теории монтажа. Как я уже говорила, теория монтажа это история кино, все основополагающие принципы были сформулированными еще в первые 30 лет существования кинематографа.
Сегодня мы с вами поговорим об основных правилах классического монтажа, которые должен знать каждый уважающий себя монтажер. Конечно, исключения бывают и должны быть, но нам в любом случае нужно знать основы. Я уже не раздумываю долго о каждом плане с каким он будет сочетаться, я это делаю автоматически, соединяя у себя в голове все параметры двух кадров. На это я трачу довольно мало времени, а ведь для монтажа скорость работы это один из основных показателей профессионализма.
Монтаж по крупности это основополагающий принцип. Это правила комбинирования разных по крупности планов. Нужно понимать, что понятиями крупного, среднего и тд. планов мы оперируем, когда снимаем человека. Деталью может быть и предмет. Но данное правило применимо ко всем объектам съемки.
Вспомним основные виды кадров: деталь, сверхкрупный (чокер), крупный, первый средний, второй средний, общий и дальний. Комфортной считается монтажная склейка через одну крупность. Например, деталь с крупным, сверхрупный с первым средним, крупный со вторым средним, первый средний с общим.
Плохо смотрятся крупности, которые находятся рядом, например два средних - второй и первый. В таком случае будет создаваться ощущение рывка вперед или назад. Так же если мы используем общий и второй средний рядом. Нежелательно монтировать одинаковые крупности, два общих всегда некрасиво смотрятся рядом, как правило монтажер пытаются скрыть это эффектом или ритмичным монтажем, если это клиповый монтаж, но я напоминаю, сейчас мы говорим о классике и прямых склейках.
Исключениями могут быть: монтаж общего и крупного, монтаж двух средних планов, если мы снимаем диалог. Диалог всегда снимается на одинаковых крупностях. Монтаж диалога выглядит странным, когда один объект находится очень близко, а другой далеко. Это может ввести в замешательство зрителя. Крупный план всегда как «приближает» к нам героя, он интуитивно становится более понятным и приятным. В то же время рывок между крупным и общим может создать ощущение, что апонент находится очень далеко. Если мы снимаем классическое интервью, я рекомендую использовать 3 камеры: один общий на героев, два средних. Конечно, не забыть подснять детали.
Второй вариант одинаковых крупостей — это сцена взаимодействия протагониста и антогониста. В таком случае часто положительного героя снимают чуть крупнее, а отрицательного сознательно отдаляют от зрителя. Часто в таких съемках режиссер использует свет и темный и характерный задний план, чтобы подчеркнуть «плохость» плохого парня. Но об этом в другой раз.
Если по каким-то причинам мы не можем снять объекты на нужных нам крупностях. Даже если мы вынуждены монтировать на одинаковых монтажных планах, то не стоит монтировать больше трех подряд. Обязательно во время съемок нужно не забывать снимать перебивки и детали (деталь может быть перебивкой). Если это съемка интервью, где в кадре есть интервьюер, обязательно нужно снять «слушающих» героев, когда они молчат, чтобы перебиваться во время монологов. Нужно видеть пространство вокруг себя, и то, что является ценным для нас или может стать просто атмосферным кадром.
Монтаж по крупности это основной принцип на котором строятся все постулаты теории монтажа. Не пренебрегайте им и всегда обращайте внимание на набор крупностей, которые вы снимаете. Если у вас достаточно времени и одна камера, то стоит снимать хотябы по две крупности каждого объекта, на монтаже у вас будет больше простора для творчества.