Монтаж по направлению движения.
Такие же правила действуют и на движении камеры. Две разнонаправленные панорамы не монтируются.
В фильме или ролике с сюжетом нам необходимо учитывать движение объекта и движение камеры. Для телевидения и роликов операторы должны снимать несколько секунд статики в начале и в конце панорамы или наезда и отъезда, тогда мы уже будем монтировать 2 статичных плана и сможем более чисто наложить наплыв. Если камера непрерывно двигается, безусловно нам нужно монтировать разные крупности и в склейках не должно быть рывков и резкой смены направления движения камеры, это просто некрасиво.
Монтаж — это движение: драматургии, времени, движение актеров, речи, вообще всего, что попадает к нам на таймлайн.
В данном случае мы не нарушаем вектор движения объектов. Если у нас автобус едет справа налево, то и в следующем кадре объект должен двигаться в том же направлении, возможны отклонения до 90 градусов. То есть можем следующим кадром как автобус едет на нас или от нас.
Если же мы снимаем как машины едут справа налево, а затем переводим камеру на 180 градусов, там у нас машины едут слева направо, то зритель будет или дезориентирован или будет создаваться впечатление столкновения. В таком случае нам стоит между кадрами с разнонаправленными движением поставить перебивку. Если мы снимаем один автомобиль, то нам необходимо показать зрителю как он изменил направление движения, например повернул на перекрёстке.
Рассмотрим монтаж по направлению движения объектов.
Движение на экране представляет собой одну из главных форм развития действия в фильме. Через поступки героев, проявляющиеся в движении часто выражается смысл сцены или эпизода, происходит развитие сюжета или мысли автора.
Чтобы понять что такое монтаж по направлению движения нужно разделить два понятия: движение камеры и движение объекта в кадре.
Движение актеров в кадре является одной из ключевых основ, на которые мы должны обратить внимание ещё при съемке. Более того, оно прямым образом влияет на развитие сюжета. Если мы видим как герой идёт в одну сторону в кадре и знаем что он идёт например на встречу с девушкой, а затем видим, что он идёт в обратную сторону, то у зрителя возникает ощущение что он передумал или возвращается со свидания. Возникает рывок не только в монтаже, но и в сюжете.
Если взять фильмы, где присутствуют битвы, то там ярко выраженный монтаж по направлению движения, таким образом отделяются две противоборствующие силы. И в таком случае столкновение движения в монтажным кадрах просто необходимо.
Примерной рекомендацией в монтаже по движению является то, что вектор движения объекта не должен отличаться от другого плана более чем на 90 градусов.
Движение объектов.
Движение актеров.
Движение камеры.
Исключения - клиповый монтаж.
Даже в клиповом монтаже склейки спрятаны, если это работа хорошего мастера. И опять же не забываем про темп движения, возможно что-то нам понадобится ускорить или замедлить.
Учините, что большинство в интернете используют клиповый монтаж для бессюжетных роликов, я напишу об этом, знаю, что многие занимаются именно этим.
Если вы хотите работать на телевидении или в киноиндустрии, то вы должны знать и учитывать эти правила, но и в клиповом монтаже они помогут вам более грамотно выстраивать свои идеи в роликах.
Статьи на разные темы вы можете найти в нашем Блоге The Way Production и узнать больше о приемах в кино, разновидности планов и монтажа.